село Кахабросо

Цатаних

Цатаних (авар.ЦIатIанихъ) — село в Унцукульском районе Дагестана.

Центр сельсовета (в 1921-45 и с 1957) года.

География

Село расположено на р. Энжерух (бассейн р. Андийское Койсу), в 25 км к юго-западу от районного центра,

Население 0,71 тыс. жит. (2002) года.

История

Село Цатаних было основано посланниками из соседнего аула Тануси. По преданию, 10 дворов из Тануси было переселено в Цатаних для удержания местности. Это было приблизительно во времена Серир- нуцальского ханства в V веке. Свидетельством столь древнего существования аула являются многочисленные террасы для земледелия по горным склонам. Это дело рук не одного десятка поколений земледельцев.

Интересно возникновение и названия села. Существует несколько версий происхождения такого названия:

По одной из версий название произошло от аварского слова "цIа", что означает огонь. Есть предание будто бы пастухи, которые направлялись в горы, останавливались на территории нынешнего расположения села на ночлег и разжигали костры. Оттуда и могло пойти название "цIатаних", то есть у костра.

По другой версии название произошло от слова "ЦIам"-соль.По мнению исследователей те же пастухи, проходя через село в горы и обратно  на  низменности, сыпали на скалах соль для своих овец. Таким образом проходя из года в год одним и тем же путем, укоренилось название "Ц!амухъ" ,что значит дословно - там где соль. Что в дальнейшем послужило основой для возникновения топонима "ЦIатаних".

Есть также предположение, что название произошло от слова "ЦIад"- дождь. Мол часто шли дожди.

Но большинство исследователей склоняются, все таки к первой версии то есть, возникновение от слова огонь. Ссылаясь еще на то, что село с момента основания сжигали 12 раз.

До настоящего времени сохранились развалины башен, на которых зажигались сигнальные огни во время опасности или приближении врагов. Аул неоднократно подвергался нападению внешних противников. Село расположено между двумя районными центрами Хунзах и Унцукуль. Это придает местности важное стратегическое значение. Ц!атаних  в силу своей древности , был свидетелем многих исторических  и военных событий. Во времена Кавказской войны(1817-1864) на территории аула были расположены русские войска. Есть также доказательства протекания на его территории военных действий. Русскими солдатами была построена крепость и стратегическая дорога в село. Эту дорогу до сих пор называют "Г!урус нух" -русской дорогой. А на месте бывшей крепости расположена Цатанихская средняя школа. На окраине села есть обрыв который тоже называют русским. По рассказам старцев, зима в горах всегда была суровая. Бывали такие вьюги, что заметало все вокруг. Во время таких сугробов сложно было найти дорогу особенно не местным. Говорят, во время очередных военных действий , русское войско отступало и не увидев обрыва из- за сугроба провалились в обрыв. От того и прозвали его русским.

На Великую Отечественную войну с  этого маленького аула ушли на фронт 52

человека. А вернулись домой лишь 25 из них.

К сегодняшнему дню никого из них не осталось в живых.

Центр сельского общества (в ХIХ в.).

В 1860-1929 – центр Цатанихского наибства (с 1899 – участка) Аварского округа.

В 1944 переселено в село Цатаних   Ритлябского района ДАССР                                      (быв. Центорой  Чеченской республики)

 Известные уроженцы

 

 Родина поэта Магомеда Гунашева (род. в 1935).

 

Новый Цатаних (Ново-Цатаних) — кутан (село) в Унцукульском районе Дагестана. Расположен на левом берегу канала Гопме на территории Хасавюртовского района, в 26 км к северо-востоку от города  Хасавюрт.

История

После повторного переселения в 1957 году населения села Цатаних с территории восстановленной ЧИАССР, местному колхозу имени Энгельса, на территории Хасавюртовского района была выделена земля под зимние пастбища (земли бывшего хутора Акау-отар). Часть жителей поселилась на месте хутора и образовала кутан.

Инфраструктура

Дахадаевская (Ново-Цатанихская) СОШ.

Координаты:  42°40′00″ с. ш. 46°43′23″..

Площадь-15,27 км.кв.

Население-706 человек

Индекс-368946

 

                 История селения Цатаних.

 

Книга  «История селения Цатаних» составлена в соавторстве  знаменитыми уроженцами этого села  педагогом  Алиевым Магомедом,  поэтом Гунашевым Магомедом и хирургом Набиевым Магомедхалилом в 2011 году. Ниже дается краткое содержание  из этой книги. Перевод составил научный сотрудник института повышения квалификации педкадров, уроженец этого же села Абдулаев Карим.

          После Кавказской войны, вследствие проведенных царским правительством в Дагестане территориальных изменений, было создано «Цатанихское  наибство  в составе Аварского  округа».

           Согласно переписи населения 1886 года в него входило 20 сел. Список этих сел в книге дается отдельно. Сейчас все эти села входят в состав Хунзахского района, кроме с. Цатаних, входящего в состав Унцукульского района. Резиденция наиба находилась в с. Харахи. Жители с. Цатаних, как и других горских сел, занимались разведением крупного и мелкого рогатого  скота. Пахотные земли были в большой цене. Стоимость пахотного поля  оценивали по количеству овец, которые помещались на его территории. Оказывается, было запрещено выдавать девушку замуж в другое село, так как ей в качестве приданого приходилось отдавать и землю.

           В селении жили серебряных и золотых дел мастера, кузнецы, целители, которые умели лечить как людей, так и животных. В селении жил целитель по имени Эрехали (Ибрагимхалил). О его мастерстве врачевания было известно далеко за пределами с. Цатаних. Сторожилы села рассказывают про него одну невероятную историю:

            В соседнем селении Иштибури одна молодая женщина никак не могла родить, так как ее ребенок в утробе уже умер. К ней пригласили Эрехали, но она не разрешила ему до себя дотронуться, так как в то время это было не принято. Но родственники девушки, опасаясь за ее жизнь, разрешили Эрехали помочь ей. Чтобы девушка его не узнала, он переоделся в женщину, изменил свою внешность и приступил к операции. Он кусками вытащил ребенка и очистил матку соляным раствором. Девушка после этого полностью выздоровела и даже смогла родить здоровых детей.

            Лечить людей умел и Магомедбегил Гусейн из Цатаниха (в книге дается очерк про него). Способностью вправлять кости и лечить раны обладали Хилича и Джабраэлил Гусейн.

            Нельзя не упомянуть еще об одном достойном сыне селения Цатаних- Ханапил Магомеде. Он был безграмотным. Но у него была фотографическая память. Ему было достаточно всего лишь раз увидеть что-либо, и он ее запоминал. Особенно это касалось техники, ее внутреннего устройства. Он ремонтировал часы, стиральные и швейные машины, радиоприемники, магнитофоны, телевизоры и другую технику. Жил он в Буйнакске. Там долгое время работал электриком в аварском педучилище. Он первым привез в село видеомагнитофон, занимался также фотографированием. Он часто говорил, что будь он грамотным, то мог бы стать космонавтом.

Несколько слов о книге:

           В книге даются результаты переписи населения 1886 года. К ней добавили графу, где указываются все представители этого тухума до сегодняшнего дня. Это позволит будущему поколению узнать свои корни.  Основное содержание книги посвящено описанию жизни людей, которые оставили след в истории села. Также даются мои статьи, изданные в разное время и связанные с сельской жизнью и морально-воспитательными темами. В книгу вошли стихи Магомеда Гунащева, посвященные селению Цатаних.

           Говорят, человек умирает дважды: в первый раз это физиологическая смерть, второй раз – когда  память о нем стирается из памяти людей. Наши предки жили в очень тяжелое время, полное скорбных событий. Это  революция, гражданская война, создание колхозов, Великая Отечественная война, восстановление разрушенной после войны страны, насильственное переселение горцев на чеченские земли, обратное переселение с чеченских земель, когда пришлось вновь устраивать свой быт. Это все сопровождалось и голодом. Если бы по справедливости оплачивали тяжелый труд, то наш народ был бы самым богатым. Нас заставляли верить в то, что наша страна самая счастливая и богатая во всем мире.

           На  самом деле все оказалось не так. Как только пала железная завеса, окружавшая Советский союз, наши люди как голодные животные хлынули в заграницу за товаром, особенно женщины. Никогда ни одна немка или турчанка не приезжала в Россию за товаром, потому что у нас брать было нечего. Мы очень обеднели духовно.

           Чтобы не пришлось вынести,  наш народ устоял. Добро, сделанное кем-то, становится известным не только в родном селе, но и далеко за его пределами. Маленький пример: Когда я работал председателем колхоза, мне пришлось ехать в Махачкалу по делам в одно учреждение. Когда речь зашла о районе Ритляб, один молодой человек, который там работал, сказал, что он родился в Ритлябе. И что он приходится сыном  бывшему начальнику НКВД Рамазанову Гаджи.

 На следующий день повстречал того же молодого человека, который рассказал о том, что его отец, узнав, что сын встретился с человеком из района Ритляб, изъявил желание увидеться со мной.  Я отправился в гости к Рамазанову Гаджи, который болел и не вставал с постели.

 После традиционного приветствия, Гаджи сказал, что не узнает меня. Я сказал, что ничего удивительного в этом нет, так как в те годы учился 8-9 классах, а вы уже были известным человеком. И что хорошо помню, как он верхом на коне уезжал и приезжал (наша школа находилась рядом со зданием НКВД). Когда я сказал, что я из Цатаних, он привстал в постели и спросил: «Неужели это правда, что ты из Цатаних? Наверное, Гусейн и Пахрудин уже умерли, они были такими хорошими людьми. Под их мудрым руководством ваше село стало самым образцовым в районе, а колхоз самым богатым». Я очень обрадовался такой оценке. О таких людях, с которых можно взять пример современной молодежи и будущему поколению, написана эта книга. В очерках, входящих в эту книгу не содержится ничего надуманного, художественного. К примеру, если здесь упомянута Хиличил Патимат, то ее судьба повторяла судьбу всех женщин села. На долю тогдашних женщин выпала нелегкая доля: тяжелая работа, забота о стариках и детях, духовное воспитание подрастающего поколения, заложение в них основ нашей религии. Они своим высокоморальным поведением воспитывали детей достойной и честной жизни. Рассказывают, что в холодные зимние вечера, проработав на молотьбе целый день, женщины, прежде чем идти домой, стряхивали одежду, чтобы упали зерна, прилипшие к ней. Потому что считали недозволенным поживиться за счет того, что принадлежало всем. В те годы, когда ткань была большой редкостью, женщины делали одежду из  домотканого сукна и шкур животных. Как бы ни было голодно и холодно, они не ленились поклоняться Всевышнему Создателю. О нелегкой судьбе наших женщин  писал Магомед Гунащев в стихотворении «Женщины мои».

После распада Советского Союза у наших людей появилась возможность проанализировать свое прошлое, узнать о своих корнях, обновить свою духовность.

Надеюсь, хотя бы со временем, наши потомки обратят  на это внимание. Мы поставили для этого фундамент, заложили для этого основу.

ПРИРОДА, КЛИМАТ СЕЛА

Село Цатаних расположено на северном  склоне  горы Гарах. Сельская земля равняется 1015 га. Из них 93 га являются пахотными землями, а остальное отведено под сенокос и пастбища. В селении проживает 120 хозяйств и 420 человек соответственно. Оно находится на 1600 метров над уровнем моря. Средняя температура в январе равна -4, -7 градусам ниже нуля. Средняя температура в июле равна +16, +18 градусам выше нуля. Большинство зимних дней- солнечные. По рассказам сторожил, раньше зимы были суровые, снежные. Сейчас здесь, как и везде погода меняется, поэтому зимы гораздо теплее, снег выпадает реже. Летом цатанихская земля прекрасна. Один наиб говорят пошутил о том, что нельзя летом брать с собой женщин в Цатаних, а зимой в Гимры, потому что они могут захотеть остаться там навсегда. В этом есть доля истины.

Соседями Цатаних являются: с юга – Чег-Буцул, Тануси, Эчен (села Хунзахского района), с запада – с. Игали Гумбетовского района, с севера и востока – села Иштибури-Колоб, Инквалита, Кахабросу, Бетль, Унцукуль, Моксох Унцукульского района. Старое село построено на теневой стороне, на каменистой местности. Дороги, кроме 2-3 улиц, в селе широкие, могут заезжать автомобили. На противоположной солнечной стороне зимой редко задерживается снег, что дает возможность жителям круглый год пасти там свой скот. Там предками построены хутора, чтобы зимой оставлять там скотину. Там же хранили сено.

Солнечная сторона тоже каменистая, с явными признаками эрозии почвы. Она делиться на две части: Верхняя и Нижняя. Местность «Росотлуни», расположено между нижней частью Верхней солнечной стороны и теневой стороной. Там находятся пахотные земли и сенокосы. На северной части Солнечной стороны земля плотная. Там растут сосны, березы, разные кустарники. Раньше место расположения села Цатаних было покрыто густым лесом. Местами на теневой стороне до сих пор растет береза и за ними сохранились такие названия как Сельский лес, Пахрудинил лес, Ахгишил лес и т.д.

В нижней части Нижней солнечной стороны  и на берегу местной речки расположена долина «Хахада». Из-за хорошего климата там с давних времен обосновался Абдулайил Магомед. У него даже кличка была связана с этой местностью. Его называли Хахадаса Магомед. Когда  все село переселили в Чечню, его не тронули. Он занимался пчеловодством. Он же впервые посадил там плодовые деревья. Его соседи по хутору Куравхумил Магомед и Магомедов Гамзат вырастили там сад. Пользуясь их опытом,  многие односельчане вырастили прекрасные яблоневые сады.

Раньше наши люди не знали как надо выращивать капусту. Тот же Абдулайил Магомед привез в 1960 году из Буйнакска рассаду,  и односельчане начали выращивать капусту. Сейчас она является основной  сельскохозяйственной культурой, которая дает сельчанам доход.  На берегу местной речки ближе к горам расположена долина  «Раккали». Рассказывают, что там раньше были пахотные земли. Сейчас там очень много родников. Там же берет начало местная речка. Там  пасутся  телята, ослы, ослабевшие животные, которые не могут подняться в горы. Чтобы уберечь от природных невзгод, таких как гроза, внезапные морозы, животных также загоняют сюда. Через Раккали лежит автомобильная дорога на гору Гарах и соседние села Тануси, Очлоб, Моксох.

Другая долина называется Итларшо. Над этим местом нависает пещера, носящее такое же название. Крик в этом месте возвращается длинным эхом. Там очень мало воды и снег не задерживается долго. В основном там косят сено. Весной там появляется первая трава и скот тоже пасется здесь.

Почва

            Почва в разных местах разная. На солнечной стороне она щебневая, на теневой стороне, в долинах, на горе Горах черноземовидная.  Слой перегноя на верхнем слое этой почвы достигает 5-7 процентов. На Западной стороне (в местностях Сита, Ссунубутль) почва глинистая, по берегам реки – песочная.

Дикие животные

           В связи с плохими природными условиями для выведения потомства и безопасности, диких животных здесь водятся мало. Встречаются лисы, зайцы, волки, дикие мыши, хомяки, гадюкообразные змеи, ящерицы. Из птиц водятся голуби, куропатки, грачи, воробьи, орлы, ястребы, беркуты. Летом прилетают ласточки. В последнее время увеличилось количество кабанов, которые раньше здесь не водились.

Дикорастущие растения

 Очень богата наша земля растительностью. Здесь растут борщевик, мята, колокольчик, девясил, василек, гвоздика, клевер, крапива, белена, костер пестрый, брусника, вьюнок, горечавка, душица, желтушник, лебеда, аир, лопух, астрагал, лишайник, мать и мачеха, паслен, первоцвет весенний, чемерица, щавель и другие. Еще здесь растет бутен. Можно сказать, что бутен, как и крапива, во время войны спас многих сельчан от голода. Сразу после схода снега, в поля отправлялись дети выкапывать бутен специальными палками. Сидя на коленях, этими палками вдоль и поперек выкапывали поле. Когда находили бутен, то клали его за пазуху или в специальную сумку. Иногда клали его и в рот, почистив от грязи о штаны. У тех, кто собирал бутен, рот бывал грязный, а штаны на коленях дырявыми. От бутена, который оставался в земле, вырастала трава бутена. Когда  она зацветала, девушки косили ее.

Культурные растения

Раньше выращивали ячмень, пшеницу, черные бобы, овес, лен, чечевицу, морковь, лук, чеснок. Позже научились выращивать картошку  и  капусту.

Названия местности (микротопонимика)

Названия гор: Арах меэр, Тураб меэр,  Эшдерил меэр, Гоцдерил меэр.

Названия ущелий: Итляршокал, Ноходакал, Эшдерилкал, Раккаликал, Цойилкал, Чабхилкал, Мичилкал, Нухлулкал, Бакдакал, Хондакал

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ СЕЛА ЦАТАНИХ

До 18 века нигде нет упоминаний о селении Цатаних.  Нет и археологических исследований.

Впервые село Цатаних упоминается в связи с событиями, произошедшими в 18 веке. Там тоже упоминается просто  как географическое название, не уточняя его социальный статус: село это или хутор. Например, на 393 странице первого тома книги «История Северокавказских народов с древних времен до конца 18 века», изданной в 1988 году под редакцией академика Б.Б.Пиатровского,  рассказывая о крестьянах, которые сбегали от феодального гнета, написано следующее: «Так, большинство людей, которые жили в Цатаних и были поданными Аварского хана вошли в Койсубулинское общество. Так же поступили и жители села Тануси, а часть их переехала и образовала село Колоб». Это должно быть теперешнее Колобхиндах. Неизвестно куда с Цатаниха переехали жители.  В приложении к этой книге дается список с географическими названиями и названиями тухумов (537 стр.). Там тоже не даются названия сел, куда переехали жители Цатаниха. А Цатаних дается просто как географическое название определенной территории.

В книге Г.М.Хашаева «Общественная основа Дагестана 19 века» (Махачкала, 1961г.) содержится письмо, написанное от имени общества жителей Цатаниха  Аварским нуцалам – братьям  Магомед-нуцалу и Магомедмирзе (1741-1774г.). В ней тоже не сказано о Цатанихе как о селении. Это письмо найдено, как пишет профессор Р.Магомедов, у Мансура из Гиничутля.

В книге Б.Г.Алиева и М.-С.К. Умаханова «Историческая география Дагестана начала 17-19 веков» (Махачкала, 1999г., 249 стр.), а также в полученных Г.М.Хашаевым сведениях о состоянии дел того времени в обществах и селах  Аварского ханства, упоминается много названий аварских обществ и сел, (например, Каратинское общество, Койсубулинское общество, село Игали и т.д.) Там  упоминается и название Цатаних, но ее социальный статус и там не уточняется.

Первое упоминание о Цатаних, как о селении мы находим в «Сведениях Аварского ханства» русского прапорщика (ИГЭД,1828Г., 267). Он пишет: «12 дня вступили на Аварскую землю и через деревню Цатаних к 4-м часам по полудню достигли главного города Хумзаки (Хунзаха). Туда дорога хоть и горная, но хорошая и земля очень хорошая. Поэтому там пасутся стада овец, крупного рогатого скота и табуны лошадей».

В рассказах предков сохранились сведения о том, что в Цатаних Суракат-нуцалом были направлены 12 стражников с Тануси, который считался второй столицей Сарира. Они были хорошими охотниками, сообразительными, умными, сильными, дисциплинированными, выносливыми и преданными людьми. По шесть таких же стражников были направлены и в соседние земли. Главной их целью была охрана этих земель. Жили они, должно быть,  в основном за счет охоты и лесных даров.

Из истории нам известно, что до 12 века наша земля, на котором располагалось государство Сарир, была плодородной, с хорошими природными условиями для жизни. Об этом пишет Айтберов Тимур, опираясь на произведение 13 века «Удивительный мир». Также здесь рос густой лес. Большинство гор и долин были покрыты ими. Но вследствие так называемого «малого ледникового периода», продолжавшееся до начала 11 века, произошли кардинальные изменения в природе, стало холодно, что заставило людей вырубать леса, чтобы топить дома. Площадь лесов стала сокращаться и от пожаров.

Если вдуматься, то становится понятно, что такие слова как «Огонь», «Дрова», «Тепло» становятся такими же важными, как и еда. Эти слова во всех национальных языках всегда имели большое значение. А для язычников, заселявших нашу землю в древние времена эти слова имели божественное значение, они им поклонялись. Были даже места, где постоянно горели костры и люди совершали туда паломничество.

Говоря о скифах, Н.Самуров пишет о том, что в те времена, когда не было  спичек, огонь  хранили в специально отведенных для этого местах, вдали от ветров и дождя. При нем постоянно дежурили сторожа или чабаны. Видимо у охотников Сураката тоже были места, где хранили огонь, готовили кушать, имелись сигнальные башни.

Можно считать, что эти места дали нынешнее название селу Цатаних (Ца «огонь» - та «место, где хранили» - них «у»).

Возможно, вначале так называли всю территорию задней части горы Гарах, затем так назвали селение, которая потом там возникла. То есть сначала появилось название, затем населенный пункт.

Вследствие этих продолжительных природных катаклизмов леса поредели, родники высохли, появилась эрозия почвы, уменьшилось количество урожая.  Люди начали покидать свои засиженные холодные места, уменьшилось количество людей.

Почти аналогичная была ситуация во всех землях Сарира, находящихся в бассейне рек Сулак и Самур. Некогда могущественное государство приходило  в упадок.

Об этих событиях написал известный ученый-географ Абулфед (1273-1331гг.). Еще до этого  Закарья Ал Казвини написал о том, что в Цахуре даже в летние ночи вода покрывается ледяной коркой.

Подтверждением же того, что  здесь везде рос  густой лес являются коряги и пни то и дело попадающиеся при земляных работах, которые проводились в  60-х годах прошлого века, когда  строились дороги, водопой близ села Бетль. Их находили в земле на глубине 30-40 сантиметров. Об этом Гунащил Магомеду рассказал Магомедов Халилбег. По словам аксакалов из селения Бетль (Баширил Магомедил Гото, Алигаджиевасул Магомед) даже во времена имама Шамиля здесь рос густой лес.

Ясно одно: в Цатаних и соседних селах, как островки в море, то тут, то там всегда рос лес. Они являются свидетелями прежних великолепных лесов. Таковыми являются «Пахрудинил лес», «Чакул лес», «Хахада лес», расположенные вокруг села, а также «Ругутль лес», «Гантуни лес», относящиеся селам Иштада и Инквелда. По дороге с села в местность «Гинти-рагал» рос «Гоготль – липовый лес».

Рассказывали, что Ахкишил Амирил амбар был сделан из дерева, росшего именно в этом лесу.

Окна, двери, балки мечети, реконструированного 100 лет назад, тоже были сделаны из деревьев, вырубленных именно в этом лесу. Судьба этого леса тоже была схожа с другими. 73-летний Джамалудинов Магомед из Унцукуля рассказал Шайхумил Гасандибиру из Цатаниха об огромных пнях, которые они находили на месте Липового леса, особенно около муравейников. Туда часто бегали школьники и «охотники» за птичьими гнездами (Набил Саидбег).

Ивы и березы росли по берегам местной речки. В селении то здесь, то там одно два этих дерева росли всегда.

Здесь же скажем о том, что лесные «островки»  за последние годы обновляются благодаря действиям общественности по их охране от скотины и вырубки. Этим до самой смерти занимался участник ВОВ, аксакал села, наставник молодежи и хороший плотник Магомедов Иса. Он оставил о себе светлую память. Пусть Аллах простит его грехи.

Почему же Суракат уделял такое внимание Тануси?  Основной причиной того, что Суракат, с помощью своих преданных людей,  укрепил  границы этих земель можно считать все больше увеличивающаяся опасность внутри страны и за его пределами: менялись природные  условия, изо дня в день увеличивались набеги арабов и газизов, выходили из подчинения некоторые земли, которые раньше были в составе государства, что приводило к ослаблению государства.

Об этом ученый Айтберов Тимур писал, что разногласия Сураката с хунзахцами привело к тому, что он со всей своей свитой, слугами, войском переехал в Тануси, который являлся природным цитаделем. Айтберова поддерживает и Магомедов Мурад.

По словам Айтберова танусинцы контролировали дорогу в долине Терека и Сулака, которая имела большое значение для хунзахских скотоводов, перегоняющих скот по этой дороге. Наверное, Суракат подумывал с помощью контроля над этими землями подчинить себе хунзахцев.

Чтобы понять события тех времен, нужно иметь представлении о Суракате.

На месте Кавказской Албании, распавшей  в 6-7 веках, появились маленькие государства: Сарир, Дербент, Лакз, Филан, Шандан, Зирехгерен, Хайдак, Гумик (В.Ф.Минорский, 1969г.) Среди них самым большим и сильным был Сарир, объединивший аварские земли. Происхождение названия Сарир связывают с арабским выражением «Сахиб-ас-Сарир»,  в переводе обозначающего «хозяин трона».

Согласно легенде, после возросшей опасности со стороны арабов, последний царь Сасанидов Иездигерд Третий отправил в Дагестан для хранения золотой трон (Сарир). Именно от этого слова и произошло название большого государства. Некоторые связывают название Сарир с персидским словом сер «гора» - Серир «горная страна».

В 9-10 веках границы Серира  расширились. Как пишут арабы Ибн аль Факих и Аль Якуб, в состав Сарира входили даже обширные земли Ирана. По сути Сарир являлся приемником Кавказской Албании. Нужно обратить внимание еще на одну запись, сделанную арабским ученым Ибн Рустамом «…Под властью падишаха Серира находится 20 тысяч долин со своими селами и землями. Их падишаха зовут Авар». Это тоже говорит о том, что Сарир был одним из самым могущественных государств того времени.

Первой столицей Сарира был Хунзах (Хумрадж). Тому в истории существует много свидетельств. Вместе с тем в народе существует версия, которая утверждает, что столицей Сарира был Тануси. Даже существуют записи, говорящие в пользу этой версии. Рассказывая о царе Сарира Суракате, в книге «История аварцев» (2005г., 126 стр.), профессор Магомедов Мурад пишет: «В записях времен монголов написано о том, что в Дагестане  самым могущественным аварским государством под названием Тануси правит царь по имени Суракат».

Рассказывая о событиях 10-14 веков, в «Истории Дагестана» Магомедариф пишет, что во время правления сына этого Сураката Баяра, мусульмане, которые прибыли со стороны Кумуха, завоевали Хунзах, а его жителей привели в ислам. Но Т.Айтберов, более тщательно и глубоко изучавший этот вопрос, пришел к выводу, о том, что описанные события происходили во время правления самого Сураката.

Опираясь на работу «История села Аргвани», Т.Айтберов также пишет о том, что возможно Суракат правил в середине 1038/39 – 1247/48 гг.

После проведенных научных исследований,  ученые М.Г.Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов также выразили свое согласие с тем, что Суракат жил в 11 веке (История Дагестана, 1996 г.).

В «Истории Северного Кавказа» Б.Б.Пиатровский, повествуя о столкновении аварского нуцала Сураката со свободными жителями сел Гумбета, считает, что эти события происходили в начале второй половины 13 века. А завоевание Абулмуслим шейхом Хунзаха произошло уже  после этих событий.

Но 30 лет спустя, после смерти Абулмуслим шейха, внук Сураката Амир султан (сын Баяра), при помощи верных ему цунтинцев и хунзахцев, возвращает земли своих предков, и вновь устанавливает христианство.

Распространению христианской религии в горах в то время способствовали и грузины. Т.Айтберов считает, что второй и последний раз народ принял ислам в 30 годы 14 века.

Есть в этом вопросе и много неясного и противоречивого. Например, арабский историк и путешественник 10 века (956год) Аль Масуд в своей  книге «Золотые пастбища  и рудники  драгоценных камней» пишет, что Серир принял христианство приблизительно в 6 веке. Когда-то там жил и нуцал Суракат, хороший христианин. Он воевал с арабами и победил их (Б.М. Атаев «Аварал», 2005г.).

Там же, Ал Масуд свидетельствует, что у правителя Сарира было 12 тысяч сел, откуда он мог взять  себе бесчисленное количество воинов.

Если вдуматься, то можно понять,  что большинство источников, повествующих о Суракате, были написаны много позже эпохи его правления. Поэтому в них встречаются разногласия. Это мы оставим на обсуждение историков.

Основной нашей целью было найти научную и историческую основу легендам о происхождении села и рассказать о Суракате, человеке, чье имя связывают с этими легендами.

По историческим данным вкупе с легендами, дошедшим до нас, становиться ясно, что Суракат на самом деле был исторической личностью, и являлся, по мнению большинства ученых, правителем самого могущественного государства 11-13 веков Сарира. И то, что кроме Хунзаха столицами этого государства были Кумух и Тануси. Такая ситуация была характерна и другим государствам. Например, столицами Кайтага были Маджалис и Курайш-кала. Так было и в 739 году, до того как в Хунзах под предводительством Марвана пришли арабы.

Если вдуматься, то становится понятно, что время правления Сураката государстом Сарир было очень тяжелым и богатым на события: много земель вышло из состава государства, участились совместные набеги  арабов и дагестанских феодалов, принявших ислам (Дербент, Ширван, Кайтаг, Табасаран, Гъумеки и др.). В это же время начал меняться и климат.

Поэтому, Суракат был вынужден переехать в Тануси. И, направив своих надежных людей в наиболее важные стратегические места, укрепить границы, одновременно создавая все условия для жизни этих людей и их семей, чтобы удержать их на этих землях. А также перекрыть дорогу хунзахцам, выступавших против него.

Даже после того как канули в лето Сарир и его правитель Суракат-нуцал, его наследники Авар-нуцалы, следуя политике Сураката, укрепили эти земли в своих руках.

Они построили на границах своих земель крепости, создали все условия для жизни людей, которые их охраняли. Стража крепости тоже назначалась из проверенных людей, как это делал Суракат. Об этом свидетельствует письмо цатанихцев к Магомед-Нуцалу и Магомед-Мирзе.

Видимо именно в таких, окруженных крепостями, местах (Ц1а «огонь» – толеб «оставляющиеся» (т1амулеб «загоняющиеся») хранился ритуальный огонь, о котором мы упоминали выше. Чтобы охотники и стражники постоянно не ездили в холодную зиму через гору Арах в Тануси, там же построили для них дома. Видимо в этом месте, которое являлось танусинской землей, где располагались и густые леса и много родников,  выросло селение Цатаних. Месторасположение села выбрано очень удачно. Для земледелия здесь не очень много возможностей, но имеется хороший обзор близлежащей территории и дорог. Предполагают, что вначале село располагалось в местечке Хахада. Но если принять во внимание то, что наши предки никогда не строили дома на плодородных землях, экономя такую землю, то можно предположить, что там располагался просто хутор. Там есть и кладбище, называемое «Хажизабазул хабзалаби».

О происхождении названия села и его месторасположении написал Магомед Гунащев в своей статье «Сельская дорога – вековая история». Мнение Гунащева о происхождении названия села совпадает с мнением ныне покойного учителя истории Жамалудинова Гитинхмы.

Есть еще одна версия происхождения названия села, не отраженная в преданиях предков. Научный сотрудник Дагестанского научного центра Российской Академии наук Абдулкадыров Магомед считает, что название Цатаних произошло от слова цатан, что на языке андийцев, ботлихцев и других малочисленных народов, заселявших 1500 лет назад территорию Гумбетовского, Хунзахского, Унцукульского районов, обозначает чабахх «щебень». То есть,  название произошло от того, что село расположено на каменистой (щебневой) местности. Но эту версию можно подвергнуть сомнению.

Во-первых, на землях Цатаних всегда рос густой лес и сейчас он там растет. И природные условия для жизни были хорошие. Нет, и не было здесь никогда каменистых мест. Каменистые места в нашем понимании – это те, которые не очень приспособлены к жизни. Тем более не может быть здесь таких мест 1500 лет назад. Если это так, то название Цатаних насчитывает больше 1500 лет, как название пастбища или населенного пункта.

Во-вторых, когда мы интересовались у представителей этих народов, то они ответили, что у них в языке нет такого слова. В их языках слова чабах, ч1имих «щебень» звучат также, как и в литературном аварском языке без звуков ц1 и т1 в своем составе. Только в селе Гагатль оказалось  пастбище,  называемое Цатан.  Приняв во внимание то, что нет абсолютно точных доказательств  в пользу какой-то одной версии о происхождении названия села, мы должны в этом вопросе руководствоваться версией, дошедшей до нас в рассказах предков. В любом случае в составе названия сохраняется  элемент ца и добавочные слова тараб, тамураб: ц1а-тараб «на месте, где оставили огонь», ц1а т1амураб «там, где был заточен огонь», ц1а-духъ «у огня», ц1а-т1а-нихъ «у места, где огонь».

В Дагестане есть и другие села, которые в составе своего названия имеют элемент ца: Цада, Цадахари, Целмес, Целегюн. Слово ц1а «огонь» является общим для многих языков Дагестана. На современном ботлихском языке слово ц1а-тана «огонь оставили» обозначает ц1а рек1ана «огонь зажегся (на груди)» ц1а-т1ана «сгорел», Ц1ат1ан их «сгоревшееся место». На чародинском языке слово цатан вообще обозначает «плеть». Это вообще не подходит.

В исторических сведениях после 13 века нигде не встречается слово Сарир как название государства. В пользу версии о распаде государства Сарир  к концу 13 века говорит и археологические раскопки на горе Чинна, где раньше располагалась столица Сарира Хумрадж. (М.Магомедов «История Аварии» 2005г., 91 стр.). В «Истории Дагестана» М.Г.Гаджиева, О.М.Давудова, А.Р.Шихсаидова (1996г., 41 стр.) написано: «В конце 11 и начале 12 веков произошли изменения в государстве Сарир. Это суверенное государство, которое играло важную роль в политической жизни Восточного Кавказа и в объединении аварского народа, распалось на маленькие княжества. Среди них было и Хунзахское нуцальство». Она и является Аварским нуцальством. В него входили общества, которые находились на их иждивении и свободные села (Б.Г.Алиев, М.-С.К.Умаханов, 2004г. 72 стр).

По сведениям, полученным профессором Р.Магомедовым от Хайдарбегил Магомеда из Гиничутля, Нуцалхану дань собирали с 300 селений, среди которых были и Танус, Цетен, Иштибури, Цогор-колоб.

Неоспоримым  фактом является то, что все эти села в древности и последующие века входили в Сарир, а впоследствии и Аварское нуцальство. И они стали участниками всех исторических событий, которые тогда происходили. Поэтому про историю села мы обязательно должны знать то, в каких условиях она создавалась, на каких корнях выросла. Чтобы дать оценку тому или иному событию, мы должны досконально изучить этот вопрос, учесть мнение всех сторон. Нельзя выдвигать свое мнение как главное и самое правдивое.

Последнюю точку в распаде Сарира, как суверенного государства, поставили продолжительные набеги монголо-татар на Дагестан в конце 13 и в начале 14 веков. Хотя монголо-татары не смогли подчинить себе аварцев, но они оставили там свой след. От кровопролитных сражений с монголами аварцев спасло то, что Суракат смог найти с ним общий язык.

По сведениям Магомед Рафи, внук Сураката Амир Султан, с помощью монголов, смог победить своего, принявшего ислам, соперника Амир-Ахмеда и вернуть себе трон и религию предков. Наверное, таким образом, с помощью монголо-татар, новые аварские правители проводили  свою политику, что в итоге привело к распаду Сарира. Об этом пишет  профессор М.Магомедов. Впоследствии, нуцалов стали называть ханами, как это было принято у монголов.

Хорошие взаимоотношения были выгодны как монголо-татарам, так и Аварским ханам. Такая ситуация сохранялась и  во время Золотой Орды и Ногайской Орды.

Хорошие взаимоотношения с монголо-татарами дали возможность аварцам сохранить свое государство и укрепить его границы. Выборы аварского хана тоже во многом зависело от мнения монголов. Также у аварских ханов были брачные союзы со ставленником монголо-татар в Ширване Султан Каутаром. Они оказывали друг-другу при необходимости и военную помощь. В 14 веке на Кавказ пришел беспощадный Тамерлан (1336-1405). В 1395 году пришел он и в Дагестан. Разграбил много земель. Но, благодаря географическим особенностям местности и мудрой политике, проводимой аварскими ханами, покорить Аварское ханство ему не удалось. Так считает Айтберов Тимур. Ссылаясь на научные исследования, он пишет: «В начале 14 века ханы «Золотой Орды» вернули аварским ханам обширные низменные и предгорные земли, приняв во внимание горное месторасположение и то, что многие государства Восточного Кавказа удалось легко подчинить себе и распространить там ислам».

С помощью «Золотой Орды» аварские ханы распространяли свое владычество. Так считает М.Магомедов.

Еще Т.Айтберов пишет о том, что есть свидетельства нахождения молодых людей из высшего общества  Хунзаха на службе при дворе «Золотой Орды», и в борьбе между ханом Орды Тохтамиша с Тимуром. Хунзахцы принимали сторону последнего. В этой войне Тимур одержал победу. Но даже после этого аварские ханы пошли по своему пути, не дали слово Тимуру и не подчинились ему. Это привело Аварское ханство в упадок и  лишило передовых позиций на Северном  Кавказе на 300 лет.

В 14 веке на месте распада «Золотой Орды» возникает «Ногайская Орда», которая впоследствии распалась на мелкие княжества. Таким образом, в 15 веке началось переселение ногайцев по Северному Кавказу. (История народов Северного Кавказа, 1 том, стр.278).

В 17 веке часть ногайцев переселилась по берегам Дона на низменность в бассейне реки Терек. Они кочевали и в долине рек Койсу и Аксай (Белакуров «Сношения России с Кавказом»).

Отсюда нам становится очевидным факт того, что в сороковых годах 17 века количество ногайцев, переселившихся в Сулак увеличилось. Основным занятием ногайцев, как и многих народов Северного Кавказа, было скотоводство. Это являлось объединяющим фактором между народами. На основе этого основного занятия сложились и сохранились мирные  взаимоотношения между аварцами и ногайцами, которые вынуждены были сотрудничать.

Хотя нет точных исторических данных о пребывании монголо-татар в горах, сохранились некоторые легенды, говорящие о том, что возможно они все-таки достигли гор и даже некоторые из них поселились в этих местах.

В пользу этой версии можно привести описанный у Магомеда Гунашева рассказ бабушки-ногайки, поведанный ею покойному Абулмуслимил Чани. Она рассказывала, что ее предки были выходцами ногайского села, которое располагалось в местности Раккали близ Цатаниха. Навряд ли она стала бы рассказывать небылицы. Наоборот, на горе Гарах по дороге в Гочлоб находится места, называемое Ногай-бокьал. Если ногайцев здесь не было, то откуда же такое название?

У кочевавших в бассейне рек Сулак и Аксай ногайцев было 44 села: 5 из которых были в подчинении Аксая, 12 – Эндерея, 24 – Таркинского шамхала (История народов Северного Кавказа, 1 том, стр. 369).

Поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, что ногайцы, кочующиеся со своим скотом, не добрались летом  до Цатаниха. Среди этих ногайцев-кочевников были и оседлые. Возможно, некоторые из них и осели в Раккали, откуда были предки бабушки-ногайки.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что село Цатаних было основано еще до распада Сарира, около 800 лет тому назад,  в начале 13 века. А название села связано с этимологией слова ц1а «огонь».

Предводитель набегов Алихан из Цатаниха и аварский тухум Алихановых их Хунзаха

В жизни высокопоставленных людей того времени набеги на соседние земли играли большую роль. Каждую весну хорошо вооруженные отряды аварцев совершали набеги на соседние земли и возвращались с богатой добычей и плененными людьми. Особенно доставалось Грузии. Было даже время, когда некоторые правители Грузии были зависимы от Дагестанских ханов. Например, Умахану Аварскому выплачивали дань Грузинский Ираклий 2, ханы Дербента, Куба, Ширвана, Баку, Шеки и паша Ахальцехи, за то, что он сдерживал аварцев от совершения набегов на их земли. Так писал Р.М.Магомедов в своей Истории Дагестана.

В списке, составленной канцелярией грузинского правителя для князя Г.Потемкина, содержится 15 имен самых значимых предводителей, которые руководили этими набегами:

1.Ражабилав из Аракани;

2.Пирбудаг из Ашилта;

3.Алихан из Цатани;

4.Карагаджи-Магомед из Унцукуля;

5.Малачилав Гаджи-Магомед из Унцукуля;

6.Нурмагомед из Карата;

7. Курбан из Карата;

8.Абакар из Балахани;

9.Юсуп из Тлоха;

10.Умар из Местеруха;

11.Чумчалав «Авар» из Хунзаха;

12. «Шег» из Кудали;

13.Таймасхан из Зубутли;

14.Муса-Магомед «Джамала» (Чамалал);

15.Муса из Мехельта.

(газета «Новое дело» № 29, 27 июль 2007 года «Диди Лекианоба»-Великое аварское господство).

В списке были и другие имена, но вышеперечисленные считались самыми известными. Доподлинно не известно, из какого тухума был Алихан из Цатаниха. В селении всегда хватало мужчин, которые носили такое имя. Встречается это имя и в сельских записях 1886 года. Алихан, о котором мы повествуем, должно быть жил приблизительно за 100 лет до этих записей. А с тех пор как его имя внесли в тот список, прошло уже 224 года. Дочь Ахкишил Амира Ашахатун вспоминала, что в ее семье всегда рассказывали о дедушке по матери, который участвовал в набегах. Его звали Алихан. Возможно, дедушка Ашахатун носил имя своего предка Алихана, который совершал набеги на Грузию. В пользу того, что такой человек на самом деле существовал, говорит и тот факт, что в селении живут тухумы, предки которых были привезены из Грузии во время набегов.

Вокруг исторических лиц и событий всегда существовали споры. Время от времени обновляются споры и о происхождении тухума Алихановых из Хунзаха, которые занимали видное место в истории Дагестана и России.

Атаев Дибир в своей, готовой к изданию, книге «Хунзах» пишет о том, что возможно этот тухум берет свое начало в Цатанихе. Узнав от Магомеда Гунащева о том, что эта книга находится у поэта Абасил Магомеда, мы вместе поспешили к нему.

Я отдал эту книгу своему другу Сайгиду из Харахи, чтобы он сделал несколько копий. У него на работе была такая возможность. Через некоторое время книга бесследно исчезла из дома моего друга. Благо остались копии. Абасил Магомеду тоже пришлось вернуть копию. Это были 70-е годы. Говоря о хунзахском тухуме, Атаев Дибир пишет: «Получивший впоследствии  широкую известность, тухум Алихановых должно быть берет свое начало в Цатанихе. Об этом свидетельствует письмо Султана Ахмедхана Аварского, который он написал генералу Тормасову в 1809 году. В этом письме хан, через генерала, просит у царя милости для аварского кадия, визиря Мирзы-Магомедкадия, своему третьему нукеру Кайтмазу сыну Алихана из Цатаниха». Султан-Ахмед аварским ханом был в 1801-1823 годах. Не может же быть такого, что хан не знал, откуда были родом его приближенные.

Упомянутые в письме Алихан и его сын Кайтмаз были царскими генералами. Генерал Алихан-Авария (отец Алихан-Хусейн-оглы, Максуда, Умалата и Кайтмаза) родился в 1820 году в Хунзахе. Вполне возможно, что он был потомком того самого Алихана из Цатаниха, упомянутого в списках грузинской канцелярии. Ведь необязательно, чтобы совпадало место их рождения.

Т.Айтберов в своей работе «Древний Хунзах и хунзахцы» тоже пишет о том, что в начале 19 века было упомянуто, что предки почитаемого хунзахского тухума Алихановых были выходцами из Цатаниха (1990г., стр13). Вместе с тем, Тимур обращает внимание на тот факт, что в 1639 году в городе Терек вместе с Аварским Нуцал-Мирзой (Амирхамза-нуцал авт.) находился аманат по имени Хайтмаз-Мирза, который возможно являлся одним из предков тухума Алихановых. Там же имеется упоминание еще об одном известном человеке -  сыне Сурхайил Хайтмаза Сурхае, который в           70-х годах 17 века жил с отцом в Батлухе.

Из всего этого становится ясно, что Алихановы и люди, носящие характерные для этого тухума имена, жили в разных местах. Где бы они ни жили, они занимали достойное место в нашей истории.

Эти и другие, дошедшие до нас факты, дают нам возможность утверждать, что корни благородного древа Алихановых были из Цатаниха. Наверное, могучие ветви этого древа были разбросаны повсюду. Первая жена генерала Алихана не была ни с Хунзаха, ни с Цатаниха. Она была дочерью Худанатил Магомеда, наиба имама Шамиля из Гоцатля. А их корни были из с. Инхо. Ее звали Тутун. Она была матерью Максуда и Багисултана.

Есть же в Хунзахе тухумы, которые считаются не коренными: «Шалапилал» из Ахалчи и Ругуджа, «Мажарилал» из города «Золотой Орды» Мажара, «Тавулал» из Мехелта и другие.

Не знаю почему, но не всем нравится, когда говорят о цатанихских корнях тухума Алихановых. Как это понять? Если это нет так, пусть приведут соответствующие аргументы. Но ведь их нет.

Как бы там ни было, мы все аварцы. История тоже у нас одна. Поэтому каждый из нас не должен тянуть одеяло на себя.

368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2016 www.fatiha.ru

بسم الله الرحمن الرحيم

بسم الله الرحمن الرحيم

 ПАМЯТНЫЕ МЕСТА  ۝  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ۝  ЗИЯРАТЫ