село Кахабросо

АРАКАНИ

 

 По преданию, название селения происходит от про­звания данного селения за его неприступность «аржа-куни». И в самом деле, селение стоит на крутом, ныне сильно террасированном склоне. Обвалы и оползни нередки и до сих пор. Меня удивляло, как люди спо­койно и нормально могут жить в таких условиях. Од­нако там хороший климат, много солнца, хорошие са­ды, вкусные фрукты.

Долина ниже Аракани почти полностью просмат­ривается и контролируется из селения или с гребней ограждающих ее со всех сторон возвышенностей. Вход в нее через узкое, довольно длинное ущелье с от­весными склонами.

 В прошлом селение имело, кроме того, крепостные стены и ворота, следы которых со­хранились доныне (все тогдашнее селение составляло часть нынешнего).

Место это обитаемо, видимо, очень давно. По пре­данию, прежде жители его исповедовали иудаизм, причем на месте нынешнего селения жило 12 семей, обитатели склонов и долины принадлежали к разным народностям и исповедовали разные религии. Их вы­теснили предки современных жителей.

Аракани в прошлом был знаменит не только сво­ими фруктами и умением изготовлять опьяняющие на­питки, но и идейной борьбой местного ученого, поэта и  автора ряда книг Сайда Араканского против шари­ата и имамов Дагестана.  Предание гласит, что сначала Гази-Магомед, а по­том и Шамиль некоторое время учились у Саида. Са­ид считался крупным арабистом, знатоком права и других наук. Таким же был и его отец Хаджи-Дада.

У Саида учился  даже М. Казимбек. Его называли «отцом вос­токоведов России». Однако, когда началась Кавказ­ская война, Саид выступил против обоих своих быв­ших учеников и идеи мюридизма вообще. Выступал он и против борьбы с Российской империей, считая ее «безнадежной затеей».

Араканцы говорят, что Шамиль обещал не трогать их, если они не пропустят русских через Араканское ущелье. Араканцы согласились, но не пропустили при этом и самого Шамиля. Однажды мюридам все же удалось ворваться в Аракани. Саид бежал от них к Ас­лан-хану казикумухскому. Мюриды разбили много­численные глиняные сосуды с вином в его подвале, а затем побросали в эту огромную винную лужу все книги Сайда, после чего покинули селение. Узнав об этом, Сайд искренне сожалел о вине, а о книгах ска­зал: «Они заслуживают такой участи, ибо противоре­чат одна другой».

Пережитки прошлого успешно преодолеваются в селении, хотя все еще дают о себе знать. Например, в прошлом девушка-невеста не должна была показывать посторонним лицо, да и саму ее старались не показы­вать.

 Отец и братья ее не присутствовали –на  свадьбе. Более того, братья, надев шубы, заранее уходили на 3—4 дня из селения в дни свадьбы сестры.

Сейчас от этого обычая не осталось и следа. Ныне невеста с открытым лицом сидит на свадьбе рядом со всеми родственниками и гостями, танцует с ними.

Если раньше случаев выдачи араканки замуж за пределы селения или женитьбы араканца на женщине из другого селения почти не было, то теперь сплошь и рядом заключаются браки с жителями Гоцатля, Хунзаха, Аймаков, Гимров, Кудутля, Унцукуля, Ботлиха. Особенно нежелательными раньше почему-то счита­лись браки с кахибцами, ныне же преодолен не только этот «барьер», но и брачные связи с кумыками и русскими перестали быть редкостью.

К моменту нашего посещения в этом селении, име­ющем 430 хозяйств, было около 15 врачей, в  вузах обучалось 18 человек, а в средних специальных учеб­ных заведениях — 30. В Аракани 15 учителей, при­чем 5 из них — с высшим образованием.

 

Для более достоверной информации  о прошлой истории селения Араканы ниже приводится текст из книги известного нашего земляка,просветителя из с.Ашильта Багадура Малачиханова под названием « Из истории прошлого Аварии»:

 

«...Араканы-  вот тот исторически  известный и кратчайший путь, который вел из низин на плоскогорье. Между тем Араканы по былой своей связи с иудейской религией, державшейся здесь, по-видимому, очень долго, весьма популярен и представляет из себя в  этом смысле интересную базу, исследование которой могло бы дать обильные результаты. Пока же что мы считаем не лишенным интереса и то немногое, что до сего времени известно. Часть селения, расположенная на скале, называется „Карша-Авал" (Авал-квартал) и считается кварталом бывших последователей иудаизма.

По преданию иудеи были обращены в мусульманство жестоким принуждением. Поток крови в овраге, разделяющем „Карша-Авал" от остального селения, был такой силы, что унес в своем течении теленка. Приблизительно лет 35 тому назад, при разборке старой стены сакли, принадлежавшей братьям-сельчанам Гашиму и Убайдату, был найден ремень, (длиной около 2-х сажень и шириной 1,5 вершка) исписанный иудейскими молитвами. Находка эта была доставлена тогда губернатору князю Чавчавадзе, после чего исчезла бесследно. Мне довелось слышать, будто бы она была передана в дар Темир-Хан-Шуринскому Еврейскому Обществу, каковым и похоронена во избежание кощунственного осквернения священного предмета, рассыпавшегося в прах от ветхости своей.

У  араканской гражданки Пирдауз имеется просторная сакля, слывущая иудейской молельней в прошлом. На балках и досках закопченного потолка еще недавно различали какие то надписи. Старейшины села  расказывают, что в давные  времена в Араканы  пребывали два брата Одрида и Чодрида. В этих созвучных именах, может быть скрыт какой либо разумный смысл  противопоставлений, могущий быть разгадан знатоками иудаизма. Так или иначе, углубленное изучение всего наличного араканского материала с попутными раскопками пролило бы большой свет на эту интересную область».

 

 Аракани- (авар. ГьаракIуни) — село в Унцукульском районе Республики Дагестан, центр сельсовета Араканский, который образует вместе с сёлами Урчиаб и Таратул-Меэр. Село расположено на юго-западе района, на границе с Гергебильским районом.  Ближайшие сёла Майданское и Зирани. Через село протекает река. Поблизости от села проходит автомобильная дорога Буйнакск-Араканская площадка. В апреле 1904 г. Аракани посетил известный русский фотограф С. М. Прокудин-Горский, который сделал серию цветных снимков аула и его жителей.

До 1927 года в Аракани действовало медресе, основанное Саидом Араканским, которое являлось крупным центром арабистики Северного Кавказа и Закавказья.

Известные уроженцы Нурмагомедов  Магомед Гаджиевич (1909-2004гг.) — учёный-арабист, Саид Араканский (1763—1834) — арабист, основатель араканского медресе.

 

Индекс-368943. Координаты-42°36′30″ с. ш.46°59′25″ в. д.     Население-1735 человек.

 

Аракани – это древнее селение Дагестана. Точную дату основания села определить  невозможно. До появления арабов в Дагестане  в окрестностях нынешнего села Араканы  находились маленькие аварские села-  Мамиз, Кариб, Шишираг, Арцали, Ц1униб, Хъерехъоб и Казини. А где находится сейчас Аракани, раньше жили евреи.  Нашествие арабов, а впоследствии монголо-татар и войск Тимура заставили жителей близлежащих  сел объединиться в одно село. Представители каждого маленького села вышли поискать удобное место для постройки нового села.

 Они выбрали место и решили жить вместе. Когда жители спросили, какое место вы подбирали для постройки нового села. Один представитель ответил: «Мы нашли место  как Аржакуни для постройки села». Аржа это била ханша города Дербента. У нее был очень прочный сундук для драгоценностей. Этот  представитель сравнил избранное место для села с сундуком. Именно оттуда исходило настоящее название села Аракани.

 В самом деле, селение окружает высокие скалы и глубокие ущелья. Природа сама помогала им защитится от вражеских походов и набегов. У Араканцев был такой закон: У каждого зрелого мужчины должен был иметь конь и оружие. И постоянно проверяли их, в каком состоянии они держат вооружение. Если у кого- нибудь находили худого коня или ржавого оружия, от них требовали солидные штрафы. В результате этого, наверное, араканцам принадлежит огромная земля.

 Начиная с равнин Аварского Койсу  его  земли кончаются возле Верхнего Казанища и насчитывает 10180 г. земли.  На равнинах у араканцев есть хорошие плодотворные сады, а в горах они пасут овец. Они занимаются и садоводством и животноводством.

На территории Аракани много горных родников. А среди них ест и «Родник Красавиц». Где это «Родник Красавиц» раньше находилось селение Кариб. Однажды  в Кариб приехал сын  Дербентского хана. Когда увидел дочь хозяина, он влюбился в нее и стал просить  ее руку. Тогда хозяин ему сказал; «Завтра на родник придут все девушки села. Там вы выбирайте себе самую красивую из них». Сын короля согласился и самого утра следил за девушками. Он не мог выбрать себе невестку потому, что девушки были одна красивее другой. На всех жениться   тоже было  не возможно. Он назвал этот родник – родником красавиц.

Селение знаменито великими учеными, как Саид Араканский, его сын Хаджидада, Хайбула Абдулмеджидов, Абубакар – хаджи и т.д.

У Саида учились первый имам Дагестана Газимагомед, имам Гамзат, имам Шамиль.  Его учениками были также известные ученые Дагестана Загалав, Мирзаали из Ахти, Магомед из Яраги, Гаджияв из Ората.

 

Фахрудин- крупный ученый арабист , педагог из селения  Аракани Унцукульского района.  Вместе с молодым ,весьма талантливым  ученым  арабистом  Мухаммадом  Абдурашидовым в  первые годы  советской  власти   открыли  в  селении  Аракани медресе. Основным предметом обучения  был  арабский  язык , преподавал  сам  Фахрудин. Кроме  арабского языка  там  изучали  математику , физику , химию , географию.  Отдельные  предметы  преподавал Мухаммад  Абдурашидов.

Вначале  в  медресе  было  небольшое  количество  учащихся  из  селения  Аракани  и  соседных  аулов. Постепенно  их число  возросло   и  уже  к   1924  году  там  создали  три  класса.  В  старшем  учились   Муртазаали   Абдурашидов  , Гаджи  Абдулгапуров Гамзат,  Зиявудинов, Магомед  Абдуразаков  из  Ирганая и  другие, которые  в  совершенстве  овладели  арабским языком  и  пройдя  в  городе Буйнакске  двухмесячные  курсы  по  изучению  тюркского  языка  , стали  работать  учителями  сельских  школ  в  Ирганае, Кудутл , Зирани, Балахани.В  следующем  группе  учились  Саид  Алиев, Магомед  Алиев, Магомед  Нурмагомед, Магомед   Нурмагомаев, МагомедУзаиров, Бадави  Кураев, Магомед  Абдулмеджидов, некоторые  пришельцы  из  селений  Аймаки, Хохита, Апши  и  других  аулов,которые  также  по  окончании  медресе  стали  учите-лями  открывшихся  в  1927 – 1928  годы  сельских  школ, в  которых  изучали  тюркский  язык. Отдельные  выпускники  медресе  уже  к  1933 – 34  годам окончили  техникумы  и  стали  учителями  первых   советских   школ.

В  Унцукульском  районе  в  те  годы  работали  заведующими  школами  и учителями  45  араканцев.

Медресе  перестало  существовать  после  трагической  гибели  Магомеда  Абдурашидова.  Фахрудин  продолжал  заниматься с  учениками у себя   на дому,пока  местные  коммунисты   не  начали  преследовать   его  за обучение  «чуждому» арабскому  языку .

Затем  до  закрытия  Араканской  мечети   Фахрудин  работал  ее  имамом, а  затем  был  приглашен  в  город  Буйнакск   в  качестве  консультанта Духовного   управления Мусульман   Северного  Кавказа  ,где  и  работал  до  последних  дней  жизни .Похоронен  на  буйнакском кладбище.

 

Гибель отряда Сафара Дударова

Был осенний день 1920 год. В это время Араканцы косили сено на сенокосах Шищирага. И вдруг к ним подошли 5-6 вооруженных людей, и начали приставать, а также издевались, отнимали у них еду. Араканцы, 2-3 человека вернулись в село за оружием, и, вооружившись, они опять поднялись на гору Шищирага, и выгнали их оттуда.

Оказывается, эти люди были разведчики отряда Сафара Дударова, а через 5-6 дней прибыл отряд Сафара Дударова, и они остановились в местности так называемый «Белая Скала». В сумерках они начали из орудия   обстреливать село Аракани. Так война продолжалось 18 дней. Потом араканцы  попросили помощь у устара из Балахани Мухаммеда. Он откликнулся на их просьбу и со своими людьми прибыл на помощь. Их окружили со всех сторон и под утро, когда они спали, убили  ихнего часового  и внезапно из  пулемёта начали расстреливать солдат Дударова. Солдаты не поняли в чём дело, ни кто не догадывались брать за оружие, и начали бежать кто куда, а некоторые даже бросились со скалы, чтобы не попадать в плен. Такая война длилась 3 часа.

 В этой войне помогали даже женщины, они таскали воду на вершину горы, откуда стреляли араканцы. Из большевиков остались около 20 человек, и вместе  сними в плен взяли Сафара  Дударова. 12 дней Сафар  Дударов со своими солдатами был в селении Аракани. Араканцы решили отпустить их, чтобы избежать новой войны, но в ту ночь Сафар Дударова  убил сын Нажмудина Гоцинского, Ахмед. Раздели догола и бросили в овраг. Но одна женщина по имени Амиту забрала его оттуда и похоронила его. Об этом узнали большевики и через некоторое время опять напали  на село Аракани и разгромили отряд  араканцев. Впоследующие годы араканцы активно поддерживали Советскую Власть. Отсюда вышли  немало известных ученых,врачей,учителей и артистов. В моем понимании араканцы  всегда асоциировались с высоким пониманием культуры, образованности,интелигентности. Они приняли самое активное участие и в Великой Отечественной войне. Многие из низ героически погибли на фронте,защищая нашу Родину.

368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2016 www.fatiha.ru

بسم الله الرحمن الرحيم

بسم الله الرحمن الرحيم

 ПАМЯТНЫЕ МЕСТА  ۝  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ۝  ЗИЯРАТЫ