Магомед Гасанов

Руководитель Фонда Махмуда из Кахабросо

7.03.2014

История, религия и классика Дагестана в интернете

Саид Азизов о Махмуде.

Сиражудин Хайбулаев о Махмуде.

Чакар Саидова о Махмуде.

Сулейман Магомедов о Махмуде.

Патимат Тахнаева о Махмуде.

Другие статьи о Махмуде.

 

Переводы на русский язык.

 

Богатыми историческими, религиозными и культурными традициями славились все аулы Дагестана. Эти исторические традиции, на которых воспитывалась наша молодежь, постепенно забываются, уходят в прошлое.

История, время и народ дают свою оценку каждой эпохе, и расставляет все события по своим местам, как бы "псевдоисторики" не попытались искажать факты и переписывать ее.

Нам необходимо помнить, что наши дети будут умнее и образованнее нас, и кажущееся сегодня необходимым, материальное благосостояние не будет им критерием гордости за нас. Они, я думаю, будут выше этого. Они будут ценить вечное наше духовное богатство и наследие.

Поэтому, Дагестанские народы с гордостью произносят имена своих предков, духовных лидеров и ученых, поэтов и писателей, художников и спортсменов, просветителей и политиков. У каждой народности Дагестана есть свои герои, которыми гордятся все. Память о них священна для нас, и она передается через поколения, воспитывая и являясь эталоном мужества и порядочности.

Унцукульский район был в свое время в центре исторических событий Дагестана. По природному расположению и горным пейзажем это прекрасный край, где сочетаются и Альпийские луга, тропические и субтропические растения. Через него протекают основные реки - Аварское и Андийское койсу образуя бурный Сулак. Этот край так же известен замечательными мастерами резьбы по дереву, великими деятелями науки и культуры Дагестана.

В свое время здесь жили бесстрашные предводители Мусал Адалав из Балахани, Гусейн, Юсуп и Хабаали из Кахабросо, Ражбадин из Харачи, Усман из Унцукуля и др.

Так же край известен учеными Саидом из Аракани, Мухаммадом из Балахани, Абдулахаджи из Гимры, Абдула Дагистани из Ирганая, знаменитыми имамами Дагестана и Чечни Газимагомедом и Шамилем, популярным пламенным революционером Махачем Дахадаевым, именем которого названа столица Дагестана.

Отсюда же родом и великий поэт -лирик Махмуд из Кахабросо.

Какую бы оценку, в какой бы эпохе мы не давали этим людям, история и народ всегда с теплом будут помнит о них.

Первая письменная оценка творчеству Махмуда была дана русскими учеными, участниками аварской экспедиции 1923 года.

Профессор Л. И. Жирков, познакомившись со стихами Махмуда, писал о поэте. "Мы стоим перед литературным явлением огромной важности, явлением совершенно неизвестным научным кругам и европейскому обществу".

Высокую оценку дает поэзии Махмуда и знаток культуры Кавказа Н. С. Тихонов. Он сравнил творчество Махмуда в аварской литературе с творчеством Пушкина и назвал его "Кавказским Блоком". Позже все известные аварские поэты и писатели начинали свое творчество именно с изучения стиля и основ стихосложения Махмуда.

Со специальными работами о замечательном лирике выступали в свое время поэты и писатели Дагестана; Гамзат Цадаса, З. Гаджиев, Ш. Микаилов, О-Г. Шахтаманов, Я. Сулейманов, М. Абасил и др. Основательную научную работу о поэтическом наследии Махмуда написала и филолог-ученый Ч. Юсупова. Прекрасное предисловие к русско-аварскому изданию стихов Махмуда написал, и известный филолог профессор С. Хайбуллаев.

Возвышенный образ Махмуда не раз оживает и в поэзии народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Великий поэт эпохи Расул Гамзатович, сравнивая свое творчество с творчеством Махмуда, скромно замечает, что "Махмуд образно стоит на вершине горы поэзии, а он под горой только-только настраивает струны".

Какими же гениальными должны быт творения поэта, если каждое поколение находит в них отражение своих личных переживаний. Не случайно Расул Гамзатов написал:

 

…Я знаю наизусть всего Махмуда,

Но я не понимаю одного,

Откуда о любви моей, откуда.

Узнал он до рождения моего…

 

Махмуд предвидел какое наследие он оставляет для поколений и, читая его творения убеждаешься, что поэт нисколько не сомневался в своем высоком предназначении:

 

…Умру я, но песню любви неизменной,

Оставлю народу во всей чистоте.

Я знаю влюбленные в час вдохновения,

К моей устремятся надгробной плите…

 

Стихи Махмуда насыщены географическими и астрономическими названиями, часто встречаются имена героев арабской литературы, упоминаются аяты из Корана, персонажи из Библии, много также в его творчестве арабских, русских и тюрко-язычных слов.

Он 19 лет постигал науки у разных муалимов и духовных представителей того времени. Эти факты свидетельствуют о всесторонней образованности и широком кругозоре поэта. Он в совершенстве владел арабской грамматикой, изучил географию, математику, астрономию. Был знаком с великими творениями классиков Физули, Низами, Фирдоуси и других.

Из его творчества мы видим, что он посетил не мало стран Европы и Азии. Выше сказанное доказывает, что Махмуд был не только поэтом, но и ученым - алимом. Он, получил официальный документ –разрешение на работу имамом и судьей (кадием) и как имам -мулла работал в разных уголках Дагестана. В годы Первой Мировой войны был избран кадием 2-го Дагестанского полка.

Однако при кажущемся обилии статей творчество Махмуда как великого поэта- лирика, ученого арабиста, и как личности до сих пор не полностью изучена.

Большинство современных ученых, поэтов и писателей больше заняты сочинением однодневных од и поэм о наших горе - политиках. Большинство из них, возможно, думают о своем творческом наследии, но насущная потребность жить сегодняшним днем заставляет их заниматься несвойственным для себя трудом.

На фоне всеобщего материального и духовного обнищания и возникла необходимость создания благотворительного Фонда имени Махмуда, который занялся бы возрождением не только историко-культурного наследия поэта, но на примере своей работы помог бы молодым подрастающим талантам в поиске своей тропы в творчестве.

За время существования с 1992 года мы собрали  и издали около 42 новых стихотворений поэта, создали интернет сайты www.kahabroso.ru и www.fatiha.ru, о классиках Дагестана и исторических личностях Республики, изданы книги стихов и рассказов, найден рукописный лист с почерком Махмуда, его действительная фотография, так же сенсацией стал, найденный в страницах старого Корана у родственницы Муи, Гаджиевой Патимат, действительный художественно -графический портрет возлюбленной поэта Муи (Муъминат). По предварительным исследованиям портрет принадлежит якобы известному в мире художнику Халилбеку Мусаясулав, выполненный им во время работы в типографии Мавраева. Идут исследования. Племянник художника Мусаев Магомед обещал передать Фонду и копию портрета самого Махмуда в исполнении Халилбека. Фотокопию портрета Муи нам передал известный в республике врач и общественник родственник Муи из с. Бетли Гайдаров Гаджи Махаевич.

Бесценную находку для истории Дагестана и нашему Фонду представили родственники участника 1 -й Мировой войны Магомеда Сулейманова из селения Цатаних.

Чаниев Бигиш, большой любитель истории и классики Дагестана, рассказал о находке так: «Это действительная фотография Магомеда Сулейманова и Махмуда сделанная в период 1-й мировой Войны. По рассказу Сулейманова на фотографии рядом с ними стоял еще один человек, которого репрессировали в 30 –х годах, и Сулейманов М. отрезал его с фотографии, так-так работал в органах и боялся репрессий. Сулейманов умер 1977 году.

Несмотря на преклонный возраст, у Магомеда была отличная память, и он свои воспоминания излагал последовательно, логично, связно, понятно, в деталях. На них можно опираться как на документальное повествование очевидца и участника событий, тем более что почти все изложенное им подтверждается рассказами других однополчан Махмуда, между ними нет расхождений».

Фотографию в старых архивах деда в г. Буйнакске нашел внук Сулейманова М. Набиев Алхас - сын знаменитого хирурга Халила Амировича, долгое время возглавлявшего Дагестанский Онкологический Диспансер. Фотографию фонду подарил Гимбатов Ибрагим – сын Магомеда Гимбатовича, 30 лет проработавшего 1 секретарем Унцукульского Района. Мы благодарны им.

Действительно наиболее развернутыми, полными, конкретными являются воспоминания Магомеда Сулейманова, записаны они Саидом Азизовым в 1971 году из уст самого автора и изданы в книге профессора Сиражудина Хайбуллаева выпущенном 2008 году к 135 летию поэта.

На пожелтевшей фотографии рядом с Махмудом стоит Магомед Сулейманов и на обратной стороне есть записи на английском и арабском (может аджам) языках, которые подлежать обследованию с применением новых цифровых технологий, о результатах которых мы сообщим дополнительно.

Любители поэзии, истории и культуры Дагестана, как профессор Сиражудин Хайбуллаев из Обода , врач Гайдаров Гаджи из Бетли, учитель Саид Азизов из Чуъли и др., котрые всю жизнь посвятили творчеству поэта, очень помогли нам, мы благодарны им.

Если бы не поддержка народа, если бы не понимание со стороны ученых-алимов мы не собрали бы столько материалов и не издали бы книги.

Представьте себе, лишь один лист бумаги, написанный собственноручно поэтом, дошел до нас, а около ста стихотворений сохранились в памяти и в сердцах благородного народа. Последний юбилей 140 летие проведено тоже с помощью Фонда, Главы Республики и администрации Унцукульского района.

Лауреатами премии и призов Махмуда стали лучшие из лучших: поэты, писатели, певцы, исполнители, знатоки, чтецы и мастера- изготовители аварского национального инструмента -пандура. Издан полный иллюстрированный сборник сочинений Махмуда, в который входят более 80 стихотворений.

Реконструируется собственными силами Дом-музей поэта и сохранены для поколений личные вещи Махмуда. Мы не раз обращались с конкретной программой к руководству республики с просьбой о поддержке проведения юбилейных торжеств поэта, об увековечении памяти переименованием улиц, снятием фильма, но наши просьбы до сих пор остались без внимания.

Каждое новое руководство Дагестана дают надежду народам Дагестана -нашим будущим поколениям, в возрождении нашего историко-духовного наследия.

В поэзии Махмуда есть строки, которые отражают наше прошлое, и, наверное, лучше, чем он сказал, выразить невозможно:

 

Гьанже дунялалъул халго гьабуге,

ХинкIал цIикIкIарасул цIар бахъун бугин.

ЦIуяв бихьинав чи батIалъи гьечIо,

ТIаде нацI бахарав хан лъугьун вуго…

 

…Мир изменчив, не гляди на него,

Хинкал кто имеет - тот выше всего.

Трус ты, герой ли - теперь все ровно,

Кто вшей кормил - ханом стал давно…

 

Без поддержки народа и без государственной поддержки невозможно возродить наше историко-духовное наследие, а без духовного и культурного наследия невозможен и рост благосостояния народа и экономики.

Я сам инженер -экономист и как, специалист, думаю, все эти бизнес- планы на возрождение и развитие Дагестана не дадут должного эффекта, даже обречены на провал, если руководители этих проектов сами не будут духовно воспитаны, и не будут соблюдать национальные особенности и историческое наследие наших народов.

Ведь не зря народная мудрость гласит: "Кто забыл прошлое, у того нет будущего"….